Поиграем в декаданс. Выставка коллажа Елены Случевской

Выставочный зал ЦБС Московского р-на

22 февраля - 12 марта

Стремление к игре — неотъемлемое свойство человеческой натуры и один из важнейших способов познания мира. Игра пронизывает всю нашу жизнь, от первых дней и до старости, и присутствует даже там, где мы её явно не замечаем, поскольку, как писал нидерландский философ Йохан Хёйзинга, культура рождается из игры и культура имеет характер игры.

Несомненную ноту игры имеет и художественная форма коллажа. Коллаж — особый способ высказывания художника, обретший свои силу и значимость в искусстве модернизма и авангарда (синтетический кубизм, дадаизм). Кинематографичность, кадровость мышления и всё возрастающие скорости жизни, черты ХХ в., вызвавшие к жизни коллаж, сохраняют свою актуальность и в XXI в., отсюда проистекает и «вечная молодость» этого приёма в современном искусстве.

Усложнённость новейшей картины мира и восприятие её как текста, как разветвлённой семантической системы — ещё одна причина популярности коллажа и его привлекательности для искусствоведческой интерпретации. Здесь очень важно отметить большую роль текстового начала в коллажах Елены Случевской. Оно несёт как смысловую нагрузку (цитаты, указующие основной тон прочтения визуального), так и (особенно это существенно для работ на тему «декаданса»), по сути, теряет свой «лингвистический характер» и превращается в художественный элемент (осыпающиеся «снежинками» буквы на работе «1:1»). Слова рассыпаются и собираются снова уже как составные части изображения, являясь — снова употребим это слово — предметом «игры».

Коллаж для Елены Случевской неразрывно связан с темой спектакля и игры, карточной игры, и, основные ориентиры — жизненной «игры» и музыки. Музыка — то, что, обратим внимание,играют, а также сочиняют и, одновременно, создают из элементов (нот), воплощает для художника идеальную субстанцию, наполняющую форму коллажа. Коллаж — соединение конструктивных, «строительных» черт (приклеенные детали, привнесенные в живопись в качестве дополнительных каркасных «кирпичиков») и игровых, случайных (смысловое взаимодействие этих «инородных» деталей с изобразительной поверхностью). Поэтому он по своей сути ритмичен, музыкален и с лёгкостью вмещает в себя, в данном случае, мелодику (в широком смысле) Агаты Кристи, The Beatles и Иосифа Бродского. Декаданс как театр изящной, тонко продуманной эстетики становится для Елены Случевской излюбленной сюжетной, а, возможно, и художественной, игрой, вмещающей в себя горечь и красоту человеческой жизни.

«Вернусь я туда, где кушают смерть
И черпают жизнь из хрустальных бокалов,
Где ничего невозможного нет,
Да, — это немного, но это немало».

(Глеб Самойлов, «Декаданс»).

Ольга Зиневич.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki

Widgetized Sidebar

This panel is active and ready for you to add some widgets via the WP Admin