телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

Где брат твой?

Выставка посвящена 100-летию окончания Гражданской войны в России, которое отмечается в этом году, и экспонируется в рамках проекта «От Великой войны до Великой смуты», инициатором которого выступила художественная студия имени Александра Невского при Санкт-Петербургском Союзе Художников.  Его участники предлагают взглянуть на исторический период с начала Первой мировой войны, которую современники называли Великой, до революции и разгара гражданского противостояния – от единства, когда соотечественники стояли в одном строю против внешнего врага до пропасти разделения, когда повернули оружие друг против друга.  Проект стартовал в 2014 г. и с успехом был представлен на многих музейных площадках страны от Великого Новгорода до Екатеринбурга и Симферополя. Сейчас с ним могут познакомиться жители Петербурга.

Новая выставка объединила работы Евгения Емельянова, Александра Новосёлова, Прохора Вечканова, Станислава Мирошникова, Игоря Кожевникова, Андрея Ромасюкова. Все они являются выпускниками Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени им. И.Е. Репина Российской Академии художеств. На их счету многочисленные выставки, как в России, так и за рубежом. Картины художников находятся в музеях и частных собраниях нашей страны и далеко за ее пределами.

Представленные работы призваны показать весь трагизм событий начала XX века, который навсегда изменил судьбу страны и её жителей. Полное погружение в исторический материал и максимальная документальность образов – главная отличительная черта выставки.  Многие картины – это отражение определенных ключевых эпизодов Первой мировой войны. Затрагивает экспозиция и роль белого движения в годы русской смуты.  Таким образом, авторы выставки ставят перед собой цель напомнить о годах испытаний, которые почти на столетие были вычеркнуты из официальной истории.

На выставке образы генерала Врангеля и адмирала Колчака соседствуют с простыми юнкерами и солдатами. Однако авторы работ призывают воспринимать и красных, и белых как соотечественников – без этого даже мысль о единстве останется призрачной.

Здесь можно будет увидеть такие работы, как «Московское время 15 часов» (из серии «Красные ушли») П. Вечканова, «Вечное возвращение» И. Кожевникова, в которой автор размышляет о том, что в России многие события в истории то считаются взлётом и победой духа, то наоборот подвергаются переосмыслению и критическому разбору, «Дорога» С. Мирошникова, созданную художником как метафору места событий, места боли и невзгод, поиска и преодоления пути,  «Женский ударный батальон на охране Зимнего дворца» Е. Емельянова, «Графская пристань. Севастополь, ноябрь 1920г.» А. Ромасюкова, в которой отражена тема прощания с Родиной тех русских людей, которые вынуждено покинули родные берега в составе и вместе с армией  генерала Врангеля.

Сведения об авторах:

Игорь Кожевников - художник-живописец, график.  Основатель и художественный руководитель Студии военно-исторической живописи им. Александра Невского. В Санкт-Петербурге художник получил известность благодаря созданию галереи портретов «Лицо Санкт-Петербурга».  Ведёт активную преподавательскую и творческую деятельность. 

Андрей Ромасюков – автор проекта «От Великой войны до Великой смуты», член Санкт-Петербургского военно-исторического общества, участник многих военно-исторических и культурных проектов, фестивалей, перформансов, лауреат премии им. П.Н. Врангеля за 2021г.  Основные темы работ – Первая мировая война, революция, гражданское противостояние. Творчество художника отличает историческая достоверность, стремление отразить на полотне реальные исторические события.  Он глубоко погружен в исторический материал, работает в архивах, сотрудничает с Военно-историческим обществом Санкт-Петербурга и коллекционерами, благодаря чему имеет возможность прикоснуться к подлинным предметам начала прошлого века.  В то же время  полотна, отражающие те или события – это не историческая реконструкция, а скорее художественный образ. В рамках проекта «От Великой войны до Великой смуты» художником создано около пятидесяти композиций батального и портретного жанров. Именно они легли в основу нынешней выставки.

Евгений Емельянов – главный художник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.  Основным направлением его творчества является историческая живопись, а главная тема - образ защитника Отечества: от Древней Руси до первой обороны  Севастополя, от революционных потрясений 1917 года до Великой Отечественной войны.  Долгие годы работая в старейшем военном  музее России, художник имеет возможность «общаться» непосредственно с экспонатами, являющимися живыми свидетелями далеких  исторических событий, наполняясь энергетикой и впечатлениями от первоисточника. Сотрудничество с музейными специалистами, консультирующими художника в процессе создания произведений, дает ему возможность быть максимально точным в вопросах достоверности изображаемых деталей.

Александр Новоселов – преподаватель Института имени И.Е. Репина, имеет благодарности Российской Академии Художеств за участие в выставке «Академическая школа», посвященной 250-летию Академии Художеств и «Образы памяти», награжден дипломом и Золотой медалью Российской Академии художеств, лауреат первой премии в номинации «Живопись» конкурса «Великая Победа 1945-го» И.А.Минакова, обладатель Гран-При IV Международной выставки-конкурса преподавателей творческих направлений высших и средних профессиональных художественных заведений «Творческая Осень 2019» (Санкт-Петербург).  В 2020 году награжден Золотой медалью Союза Художников России «Духовность. Традиции. Мастерство».

Станислав Мирошников – член бюро секции живописи в Союзе Художников России, преподает на подготовительных курсах в Академии Художеств им. И.Е.Репина. Всё искусство этого художника говорит о вечности мироздания и земных беспокойных дорогах.  Тема пути вообще очень часто появляется в его работах. В них остановились мгновения, есть время постоять подумать, осмыслить увиденное.  Персонажи Мирошникова отнюдь не идеализированы, а на созданных полотнах не увидишь героев с «горящими глазами».

Прохор Вечканов являлся участником театрально-живописной группы «Третье поколение», в составе которой,  на протяжении двух лет, участвовал в передвижных выставках-спектаклях. Выставку «Где брат твой?» рассматривает как дружеский «батл» художников, неравнодушных к событиям столетней давности и сочувствующих разным сторонам противостояния. Участвуя тремя картинами, занял сторону красных. В своих работах связывает современность и прошлое, призывая помнить о трагических событиях, изменивших историю и нашей страны, и всего мира. 

Братья. Худ. А. Новоселов
Жертвоприношение. Худ. А. Ромасюков
Графская пристань. Севастополь, ноябрь 1920 г. Худ. А. Ромасюков
Евпатория , ноябрь 1920. Эвакуация Донского кадетского корпуса и казачьих офицеров. Худ. А. Ромасюков
Диковинные мечтания Мальчиша-Кибальчиша. Кавказский фронт, 1920 год. Худ. П. Вечканов
Московское время пятнадцать часов... (из серии «Красные ушли») . Худ. П. Вечканов
Зимы прекрасной снежные помощники (нереализованный эскиз росписи в кабинет олигарха). Худ. П. Вечканов
Поле. Худ. С. Мирошников
Вечное возвращение. Худ. И. Кожевников