телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

Арт-перформанс "Невеселый Энола"

В музее проходит арт-перформанс концептуальной работы Ивана Левшина «Невеселый Энола» (Enola NOT Gay)

Мероприятие посвящено годовщине окончания Второй мировой войны, а сама композиция представляет экзистенциальные переживания автора по поводу трагедии японских городов Хиросимы и Нагасаки, подвергшихся на исходе войны ядерной бомбардировке со стороны Соединенных штатов.
 
Утром 6 августа 1945 года отец восьмилетней девочки Кейко, предчувствуя беду, не пустил дочку в школу. После завтрака Кейко пошла на прогулку. Восходящее солнце окрасило небо в розовые тона. Кейко шла по дороге и любовалась своим новым платьицем, улыбаясь новому дню. Вдруг яркая бело-голубая вспышка ослепила её, затем раздался громкий взрыв. Волна из пыли и грязи пришедшая через несколько секунд, отбросила её в сторону, засыпав обломками. Очнувшись, она увидела пылающий город. По дороге шли тени – обожжённые, молчаливые и обезумевшие от страха и боли, оставшиеся в живых жители Хиросимы. В ужасе она побежала к своему дому, не замечая кровоточащих от ожогов ран  и не обращая внимания на порванное в клочья платье.
 
Дом, где жила Кейко, находился в двух с половиной километрах от эпицентра взрыва.  Это спасло её семью, а всё, что было ближе, превратилось в пепел. В результате огненной бури школа, где училась Кейко в одно мгновение с детьми и их учителями превратилась в прах.
 
Урановая бомба, которая уничтожила Хиросиму, была сброшена со стратегического бомбардировщика ВВС США – «Боинг» B-29 «Суперфортресс» с бортовым именем Enola Gay…
 
В своей работе автор обыгрывает это имя собственное, которое дал самолёту командир экипажа полковник Пол Тиббетс, назвав его в честь своей матери.  При этом одно из значений английского слова «gay» - «веселый», поэтому название перформанса «Enola NOT Gay», на русском языке звучит как «Невеселый Энола».
 
Экзистенциализм автора, его внутренний страх перед банализацией применения ядерного оружия, предлагает зрителю пацифистский манифест, ещё раз напоминая, что цена, которую заплатил наш народ для победы во Второй мировой войне, может быть оправдана только в том случае, если мы НИКОГДА не допустим на земле трагедии тех лет.
«Невеселый Энола» – это перформанс, вобравший в себя видео-арт, фотографию архитектуру и живопись. Такой симбиоз расширяет возможности художника для передачи своих чувств и переживаний, а еще позволяет говорить на языке понятном  всем поколениям.
 
Посетители Артиллерийского музея увидят в первую очередь живописное полотно, на котором черной и красной краской переданы ощущения страха и смерти, которые особенно контрастны на фоне розового рассветного неба Японии. 
 
Стилистика изображения, цветовая гамма картины отсылает к культуре манги – японскому стилю комиксов, а именно манге «Акира», рисунок которого был признан выдающимся.  События этого научно-фантастического произведения разворачиваются в Нео-Токио, городе, который был отстроен после того, как старый Токио был уничтожен ядерным взрывом. Это очередное высказывание рефлексирующей Японии о событиях сороковых годов, попытка отразить коллективную травму японского народа, вызванного ядерными бомбардировками, и ужас от возможного перерастания холодной войны в Третью мировую.
Концептуализм работы Ивана Левшина «Невеселый Энола» заключается в его желании использовать живопись, оторвавшись от традиционного формата «холст, масло». Чтобы понять весь замысел автора необходимо рассматривать не только саму картину, но и созданный им видеоряд и фотографии, которые также будут демонстрироваться в рамках перформанса.    
 
*  *  *
 
Иван Левшин родился в Санкт-Петербурге, закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет  по специальности «Архитектура».  Работает над созданием информационных моделей зданий. Лауреат различных архитектурных конкурсов, требующих, в первую очередь, концептуального подхода. Однако внутри классического восприятия архитектуры, как сферы деятельности, Ивану слишком тесно. Современная архитектура – это не столько про строительство, сколько про идеи, пространства и ощущения в них, что стирает грань между архитектурой и изобразительным искусством. Работы Ивана отличаются своим концептуализмом. В них он пытается выйти за рамки,   разбавляя изобразительное искусство новыми технологическими возможностями художественного выражения.
 
Как художник Иван Левшин в 2019 году провёл персональную выставку пейзажей, в 2020 году стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов «ТАВРИДА-АРТ», в 2021 году его работа   была признана экспертным сообществом и получила первое место на художественном конкурсе «Небо и Мир», проведённом Галереей современного искусства «Pa-Le» (https://pa-le.com) совместно с Межрегиональным общественным объединением содействия развитию национальной авиации «Мир авиации».
 
*  *  *