Выставка фотографий «Манифест ТРИВА»

29 ноября — 23 декабря
Открытие выставки — 28 ноября в 18:30

28 ноября в музее современного искусства Эрарта открывается выставка «Манифест ТРИВА», организованная совместно с Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства.                                    
                   
Новокузнецкая фотография позднесоветского времени — одно из наиболее заметных открытий современного искусства. Куратор Массимилиано Джони показал работы новокузнецкого фотографа Николая Бахарева в основном проекте 55-й Венецианской биеннале. Другое, быть может, более значимое явление — группа ТРИВА.

ТРИВА — это первая в СССР официально зарегистрированная творческая группа фотографов, существовавшая в конце 70-х–начале 80-х годов. Полное название группы — «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов ТРИВА». Аббревиатура образована из имен и фамилий участников: Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова. Все трое работали фотографами на Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк): фиксировали будни этого, крупнейшего в стране металлургического предприятия, параллельно изучая наследие мирового фотоискусства и вырабатывая свой собственный подход к отражению действительности. 

Группа официально оформилась к 1980 году. Она даже была зарегистрирована в Горкоме КПСС, был написан устав. В тот период ТРИВА выдвинула свой творческий манифест, который декларировал метод репортажной фотографии: отсутствие специальной фотообработки, отказ от кадрирования и так далее. Похожие принципы выдвигались датским кинообъединением «Догма» во главе с Ларсом фон Триером, возникшим намного позже группы ТРИВА. Владимир Соколаев писал: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, продумывалась ее репортажная основа, определялись границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей: сделанная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при пристальном рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в происходящее стал основополагающим. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от перфорации отказались: слишком "художественно". А печать с полного негатива сохранили до сих пор…»

Участники ТРИВА снимали и на территории огромного режимного завода, в который не было доступа другим фотографам, и в цехах, и во время массовых мероприятий. Они первыми стали устраивать уличные выставки — на заводских стендах. В распоряжении группы был мощный кинофотокомбинат в центре города. За год существования ТРИВА приняла участие в 19 выставках, в том числе зарубежных — что в 1982 году и вменили фотографам в вину партийные органы. Также против группы выступили местные фотографы. Поскольку угроза обысков была велика, большую часть архивов пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС, регистрация ТРИВА была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината заменила весь творческий состав кинофотолаборатории. Официально группа ТРИВА просуществовала меньше года — с апреля по конец января, — но оставила заметный след в истории репортажной фотографии.

Первая выставка группы ТРИВА была организована Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства и демонстрировалась в залах Томского областного художественного музея в июне 2013 года. Также выставка участвовала в параллельной программе Х Красноярской биеннале (сентябрь–октябрь 2013 года). Теперь этот уникальный материал будет впервые показан за пределами Сибири, в музее современного искусства Эрарта.

 

 

Источник

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki

Widgetized Sidebar

This panel is active and ready for you to add some widgets via the WP Admin