Открытие выставки в Доме-музее Ф. И. Шаляпина. “Окно в детство”. Живопись Елены Никитиной

16 апреля в 16.00 в новом пространстве Chaliapin ArtFlat открывается выставка известной художницы Елены Никитиной «Окно в детство».

Выставка посвящена воспоминаниям о советской эпохе. Художница воссоздает воображаемый город, его дома и улицы, сады и палисадники, его людей, типичные, и столь узнаваемые сцены из советской жизни. Лирический настрой многократно усиливается от осознания того, что многое уже исчезло, что один ландшафт подменен другим, и «былое» осталось лишь в ее картинах. Полотна Елены Никитиной даруют множество ощущений, переживаний, пробуждают приятные воспоминания и поневоле заставляют ощутить себя персонажем и участником действа.

Стиль, в котором написаны картины, называется «Бидермейер». Он возник в Австрии, году в 1815, сразу после военных невзгод, которые хотелось, наверное, скорее оставить в прошлом. Вот и стали писать уютные домашние сцены, любуясь мирным интерьером и радостным заоконным пейзажем. В России этот стиль не получил особого распространения, в отечественном искусстве предпочтение отдавалось критическому реализму, а затем великим экспериментам. Тем интереснее его нечастые проявления в российской художественной практике, и, кажется, близкими по настрою примерами можно назвать ряд работ Елены Никитиной. Но каждый стиль со временем видоизменяется, приобретает нюансы, объединяется с другими стилями. Тут и «наив» — мощнейшее течение ХХ века, тут и русское народное искусство с его ярким многоцветьем, а главное — масса направлений, появившихся при раскрепощении советского искусства в 60-е.
 
Елена Никитина, ученица замечательного мастера Леонида Васильевича Кабачека, нашла свою неповторимую интонацию, и ее работы, всегда узнаваемые, отражают состояние души художницы. Радостное и простое на первый взгляд, оно многозначно — как фольклор или эпос. Праздники, свадьбы, застолья имеют общинный характер. «Баня» или «Коммуналка», где фигуры расставлены в былинном мерном ритме, весьма далеки от описаний этих же тем у Михаила Зощенко, тоже жителя Сестрорецка, чье творчество художница очень ценит, даже ходит к нему «в гости…». Такие многофигурные композиционные работы, с оттенком доброго юмора, «коллективными отдыхами», отражают емкую цельность личности этого искреннего художника, избравшего для выражения своего мира небольшой и чудесный русский город, называя его своим «окном в детство».

Источник

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki

Widgetized Sidebar

This panel is active and ready for you to add some widgets via the WP Admin